Методическое объединение учителей географии

Тутаевского района Ярославской области

 

Рекомендации по написанию работ

Настоящий материал, мы надеемся, поможет руководителям исследовательских работ учащихся и их авторам более грамотно подойти к оформлению результатов,  а в дальнейшем повысить качество своих работ.

 

Научный (исследовательский) подход к изучению того или иного явления является одним из способов познания человеком окружающего мира (наряду с религиозным способом, познанием через искусство и др.).

 

Этот подход имеет четко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют ту или иную работу отнести к области исследовательских.

 

Что же должно присутствовать в исследовательской работе?

 

Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. С этим часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как, например, в футболе нельзя играть руками).

 

Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле — изучение кислотности воды в водных объектах No заповедника. Все, сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области).

 

В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть предположение о зависимости кислотности воды от глубины водоема. Такое предположение определяет и выбор водоемов для отбора проб (мелкие и глубокие).

 

После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели — не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определение их кислотности с помощью индикатора, назовем его условно «лакмусовой бумажкой»).

 

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание литобзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе — лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.

 

Далее представляются собственные результаты. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая. Всегда ставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы (а это 5-10 минут), нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, старайтесь максимально облегчить ему восприятие текста.

 

Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

 

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

 

Помните о том, что ваши работы — лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь науки. Никогда не забывайте, что главная заслуга в этом — ваших научных руководителей, которые помогли вам его сделать. Настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования; для того, чтобы стать учеными, вам нужно еще годы и годы напряженно учиться. Не останавливайтесь на достигнутом!

 

Темы для научно-исследовательских работ по географии

 

Мониторинг местности (воздушной, водной среды, рельефа, состояния растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.)

 

Мониторинг – слежение за какими-либо объектами или явлениями окружающей среды.

Примерные темы:

 -тенденции изменения состояния воздушной среды г. Тутаева;

 -состояние здоровья населения в разных частях города;

 -состояние растительного покрова в промышленном районе города и т.д.

 

Теоретические  исследования, направленные на решение проблемного вопроса.

Примерные темы:

 - почему Курильские острова являются спорными?

 - изменение климата – миф или реальность?

 

Проекты, основанные на местном материале.

Примерные темы:

 - Тутаев – крупный туристический центр. Проект туристического маршрута в городе;

 - как поднять с.х. района. Проект фермерского хозяйства;

 - составление экологической карты района и т.д.

 

Практические исследования, основанные на работе со статистическим материалом:

Примерные темы:

- формирование рынка труда в округе;

- лёгкая промышленность округа. Тенденции и изменения в современной экономике и т. д.

 

Элементы исследовательского подхода на уроках географии в 7 классе.

Коровко Е.Г., руководитель РМО учителей географии ОУ ТМР.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Hosted by uCoz